раввин Александр Фейгин ([info]a_feigin) wrote,
@ 2008-09-16 11:42:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
пафос, ирония, цинизм
спросил меня юнец безусый:
почему раввины либо полны пафоса, либо циничны. Умные циничны, глупые - полны пафоса.
"От всех учивших меня учился я, но более всего - от учеников".
Так вот, вопрос озарил меня озарением и ошарашил шаром (или шарашкой?).
Антитеза пафосу - самоирония. Иногда выдает себя за цинизм.
Дело, видимо, не в уме и глупости, а в адекватности, вменяемости, хотя эти термины далеки от ясности.
Вменяемый человек, даже если его основное профессиональное занятие - религия, не может не быть ироничным. Потому что пафос кормится ощущением безупречности (своей, своей веры, своего учителя, своей родины и т. д.) а безупречными бывают только идиоты.
Самоирония, несмотря на то, что приставка у нее "само", направлена не только на себя любимого, но и на все "свое", концентрическими кругами: живя с широко раскрытыми (обычно от удивления) глазами, я вижу собственные изъяны, потом - изъяны близких, потом - изъяны рода человеческого. В чем же отличие иронии от цинизма? Я люблю всех этих небезупречных - себя, близких, евреев, людей. И любовь превращает цинизм в иронию.
Пафос - безусловный знак тревоги. Если человек объят пафосом - он премордиальный идиот. Если внимательное исследование показывает наличие у него разума - он юродивый, если разума много - он ряженый, опасный манипулятор.
ИМХО



(51 comments) - (Post a new comment)


[info]midbar
2008-09-16 08:00 am UTC (link)
Офф:
с израильским паспортом лессе-пассе виза в Эстонию не нужна

(Reply to this) (Thread)

Огромное спасибо.
[info]a_feigin
2008-09-16 08:42 am UTC (link)
Это просто здорово.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Огромное спасибо.
[info]midbar
2008-09-16 08:53 am UTC (link)
ну дык, теперь не отвертитесь %)
ждем

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Огромное спасибо. - [info]a_feigin, 2008-09-16 09:18 am UTC
Re: Огромное спасибо. - [info]midbar, 2008-09-16 09:25 am UTC

[info]andrutchak
2008-09-16 08:04 am UTC (link)
Такое впечатление, что юнец видел только русскоязычных раввинов выпуска конца прошлого, начала этого века. Достаточно специфическая публика.

(Reply to this) (Thread)

неа
[info]a_feigin
2008-09-16 08:44 am UTC (link)
вспомни стариков, вспомни наш возраст. Хотя молодые хороши по-своему.

(Reply to this) (Parent)


[info]chenai
2008-09-18 02:05 pm UTC (link)
А почему только русскоязычных?:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]andrutchak
2008-09-18 02:08 pm UTC (link)
Знал бы не только русскоязычных, непременно выделил бы третью категорию: ко всему безразличных законченных отморозков

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Вы хочите песен? - [info]chenai, 2008-09-18 02:22 pm UTC

[info]reistlin
2008-09-16 08:45 am UTC (link)
а разве нет вещей "безупречных", идеальных? к которым по определению невозможно подойти с саркастической усмешкой?

(Reply to this) (Thread)

вещей?
[info]a_feigin
2008-09-16 08:46 am UTC (link)
ни вещей, ни людей таких я не знаю, о сарказме не говорил, есть разница.
Безупречен и идеален только Б-г, но и ему скучно смотреть на совершенно серьезных людей. ИМХО

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: вещей?
[info]reistlin
2008-09-16 08:55 am UTC (link)
да, прошу прощения, неверно выразился.
но как можно верить, если ты видишь небезупречность своей веры? такое отношение должно разрушать все. Я это к тому, что, безусловно, иония и самоирония -вещь прекрасная и необходимая, наверное, но есть вопросы где просто невозможно не быть пафосным. И впечатление от раввинов да и любых людей "на пафосе" возникает именно из-за того, что общение происходило вокруг таких тем

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: вещей? - [info]a_feigin, 2008-09-16 09:04 am UTC
Re: вещей? - [info]reistlin, 2008-09-16 09:06 am UTC
Re: вещей? - [info]a_feigin, 2008-09-16 09:16 am UTC
Re: вещей? - [info]reistlin, 2008-09-16 09:19 am UTC
наверное, правы, - [info]a_feigin, 2008-09-16 09:25 am UTC
Re: наверное, правы, - [info]reistlin, 2008-09-16 09:35 am UTC
Re: наверное, правы, - [info]a_feigin, 2008-09-16 09:45 am UTC
Re: вещей? - [info]yosele, 2008-09-16 01:04 pm UTC
"жена говорит, что версия про "пописять"... - [info]a_feigin, 2008-09-16 01:10 pm UTC
Re: "жена говорит, что версия про "пописять"... - [info]yosele, 2008-09-16 01:36 pm UTC

[info]pantera_ra
2008-09-16 08:47 am UTC (link)
По-моему ирония и сарказм - разные вещи.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]reistlin
2008-09-16 08:48 am UTC (link)
да, неверно выразился.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]pantera_ra, 2008-09-16 08:49 am UTC

[info]sima_korets
2008-09-16 09:15 am UTC (link)
Подразумевается, что человек постоянно пребывает в одном состоянии. Такие люди действительно опасны, поскольку это наверняка маска, и неважно, какая именно. А чем человек ближе к себе истинному, тем он разнообразнее и естественнее в своих проявлениях. Он может позволить себе быть пафосным и мистически настроенным, верующим и глубоко понимающим низменную натуру людей. Вот мой ответ на этот непростой вопрос.

(Reply to this) (Thread)

верно, но пафос,
[info]a_feigin
2008-09-16 09:17 am UTC (link)
который хоть иногда прерывается иронией - уже не пафос. И, между нами, не встречали статично-пафосных людей (не обязательно раввинов, хотя и их хватает)?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: верно, но пафос, - [info]sima_korets, 2008-09-16 09:26 am UTC
Re: верно, но пафос, - [info]sima_korets, 2008-09-16 09:29 am UTC
Re: верно, но пафос, - [info]a_feigin, 2008-09-16 09:32 am UTC

[info]ingagon
2008-09-16 09:49 am UTC (link)
С ума сойти: я с Вами согласна! Причем абсолютно. Более того, я сама об этом часто говорю, а ещё чаще думаю. Правда, не про раввинов, конечно, про учителей: почему учителя не любят подшучивать над собой? Ведь действительно не любят. Самоирония вообще не очень распространенное качество, так чего же я прицепилась к учителям? Да потому что я считаю это качество необходимым для учителя! Только самоирония может спасти от потери самокритичности, что иногда с учителями происходит, что приводит к непременной деградации, и Учитель может превратиться в упивающуюся своей значимостью училку, разговаривающую менторским, не допускающим возражений тоном, не умеющую слушать и слышать, что уж совсем страшно, но, увы, реально!

(Reply to this) (Thread)

верно
[info]a_feigin
2008-09-16 09:56 am UTC (link)
всем нужно, учителю - особенно. Поэтому я не учитель.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: верно - [info]ingagon, 2008-09-16 10:02 am UTC
Re: верно - [info]a_feigin, 2008-09-16 10:17 am UTC
Re: верно - [info]ingagon, 2008-09-16 10:40 am UTC
вы правы - [info]a_feigin, 2008-09-16 10:47 am UTC
Re: вы правы - [info]ingagon, 2008-09-16 10:50 am UTC
ничего - [info]a_feigin, 2008-09-16 11:24 am UTC

[info]yoshke
2008-09-16 10:31 am UTC (link)
Да, все верно.

(Reply to this)


[info]reu_k
2008-09-16 11:28 am UTC (link)
C оценкой пафоса не могу не согласиться, а вот что такое премордиальный идиот

:)

(Reply to this) (Thread)

это идиот извечный, изначальный
[info]a_feigin
2008-09-16 11:48 am UTC (link)
при ударе молотком, его голова отзывается звуком "омммммммм"

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: это идиот извечный, изначальный - [info]reu_k, 2008-09-16 11:51 am UTC
а то... - [info]a_feigin, 2008-09-16 12:06 pm UTC

[info]krupelega
2008-09-16 11:48 am UTC (link)
Очень точное противопоставление ПАФОСНОСТИ и САМОИРОНИИ.
Вот только самоирония,как и чувство юмора, присуще далеко не всем.
Остается лишь остерегаться пафосных личностей и радоваться редким встречам с ироничными умными и эрудированными людьми.
И дай Бог,чтобы тебе везло на таких друзей и ...сотрудников...
Береги себя-скучаем по тебе!!!

(Reply to this) (Thread)

сегодня был день
[info]a_feigin
2008-09-16 11:50 am UTC (link)
из женитьбы Фигаро. Как в конце удалось свести все концы, сам не знаю. Но все состоится и все программы разосланы.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: сегодня был день - [info]krupelega, 2008-09-16 12:51 pm UTC
пробовал и то, и другое - никакого сравнения! (с)
[info]yosele
2008-09-16 12:58 pm UTC (link)
ирония - защита от себя (от развития в себе пафосности, неадекватности), цинизм - защита от нападок окружения (людей, явлений, реалий).
ирония конструктивна (если не гипертрофированная, мешающая самовыражению), цинизм - фильтр отсекающий много хорошего (на моем опыте).

(Reply to this) (Thread)

Re: пробовал и то, и другое - никакого сравнения! (с)
[info]yosele
2008-09-16 01:14 pm UTC (link)
вдруг обратил внимание на то, что ты больше - про пафос, нежели про цинизм.
так пафос (если не естественный, об этом - отдельно) - тоже фильтр, как и цинизм, на мой взгляд.

(Reply to this) (Parent)


[info]hose_arkadio
2008-09-16 05:57 pm UTC (link)
оболдеть...согласна..
вот меня пробивает на пафос ,када я например на ирусалим сверху смотрю..я проанализировала и пришла к выводу,что это от неиманентности..да.пафос всегда ущербен..хоть в чемнить..

(Reply to this)


[info]chenai
2008-09-18 02:15 pm UTC (link)
Аааа, моя тема.:)
Помнишь, говорили про юмор и сатиру и, леавдиль, про иронию и сарказм?

(Reply to this)


(51 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…