раввин Александр Фейгин (a_feigin) wrote,
раввин Александр Фейгин
a_feigin

Categories:

десятина, как и обещал

несколько длинно для блога, но коротко для книжки (сокращенный вариант, в книжке будет больше). Сноски не отображаются правильно.
Делись и преумножай.
Введение
Полки книжных магазинов ломятся от бестселлеров известного рода. Их названия, извлеченные мной наугад из интернет-поисковика не оставляют сомнений в приоритетах масс:
«Как разбогатеть с нуля», «Как разбогатеть при любом доходе», «Как разбогатеть на недвижимости в свободное время», «Сон на миллион. Как разбогатеть, выйти замуж, найти престижную работу, используя свои сны».
Имя этим книгам - легион. Нет, они не помогут вам разбогатеть. В лучшем случае, они обогатят авторов и издателей. Странно, так много денег тратят люди в поисках магического рецепта, а ведь он открыт всем и напечатан черным по белому в каждом из шести миллиардов экземпляров Библии изданных на большинстве языков Земли.
«Несите все десятины в дом хранилища,… и в этом испытайте-ка Меня, говорит Всевышний: не открою ли Я для вас трубы небесные и не изолью ли на вас благословения без предела? »
Иными словами, Всевышний говорит: отделяйте от своего дохода десятину и Я осыплю вас бесконечными благословениями. Благословение? Но кто сказал, что оно выражается именно в обогащении?
Если в русском переводе не очевидна связь между отделением десятины и ростом личного богатства, то в оригинале ее может не заметить разве что слепой. Чтобы лучше понять текст, читателю понадобится короткий урок святого языка: в иврите числительное «десять» עֶשֶׂר и производное от него מַעֲשֵׂר «десятая часть» происходят от того же корня, что и עשֶׁר «богатство». Веление отделять десятину в Торе звучит так:
עַשֵּׂר תְּעַשֵּׂר אֵת כָּל תְּבוּאַת זַרְעֶךָ…
«Отделяй же десятую часть от урожая посева твоего…» .
Визуально очевидное родство слов «десятина» и «богатство» получает естественное толкование в Талмуде:
אמר רבי יוחנן מאי דכתיב עשר תעשר? עשר בשביל שתתעשר.
«Сказал р. Йоханан: что значит עשר תעשר «отделяй же десятину»? Отделяй десятину עשר, чтобы תתעשר разбогател ты».
Может быть, мы отнеслись бы к этому, как к доброму совету мудреца, если бы не продолжение: «Встретил р. Йоханан сына Реш-Лакиша и спросил: какой стих Торы ты сейчас учишь? Ответил ему: «отделяй же десятину». Что это значит? Ответил: «Отделяя десятину, и станешь богаче».
Посмотрим, как это выглядит в оригинале: עַשֵּׂר תְּעַשֵּׂר  עַשֵּׂר תְּעַשֵּׁר
«Спросил он: откуда ты это знаешь?! Ответил: «Пойди и проверь!». Сказал [р. Йоханан]: но разве можно проверять Всевышнего, устраивать Ему экзамен?! Ведь сказано: «Не испытывайте Всевышнего»
Ответил: «Так говорил р. Ѓошайя: [нельзя испытывать Всевышнего ни в чем], кроме как в этом [отделении десятины]. Ведь сказано : «Несите все десятины в дом хранилища,… и в этом испытайте-ка Меня, говорит Всевышний: не открою ли Я для вас трубы небесные и не изолью ли на вас благословения без предела?».
И, словно мало уже сказанного, мудрец р. Рами бар Хама от имени Рава отмечает родственность слов בלי «без [предела]» и בלה «истрепать». Обещание Всевышнего теперь звучит еще определеннее: «Несите все десятины в дом хранилища,… и в этом испытайте-ка Меня, говорит Всевышний: не открою ли Я для вас трубы небесные и не изолью ли на вас благословения, пока не истреплются губы ваши, повторяя: "Достаточно!"».
Итак, перед вами книга, которую можно было бы назвать: «Как разбогатеть до такой степени, чтобы губы истрепались от крика: "Достаточно!"».
Готовы ли вы попробовать еще одно магическое средство? Думаю, стоит попробовать. Мифы и правда о еврейских богатствах подтверждают действенность наших патентов в этой области.

#
Разберемся в терминах
Это скучно, но необходимо. Трудно навести порядок в делах, если его нет в словах. Нам понадобятся термины
пожертвование цдака,
благотворительность гмилут хасадим
и десятина маасер
Нередко эти термины путают.
Итак, цдака это денежное пожертвование нуждающемуся или на рекомендованную Законом деятельность. Я решил пользоваться в этом обзоре термином цдака, а не его русским переводом «пожертвование». Такой перевод скрывает важный оттенок смысла. Другие народы пользуются словами: милостыня , пожертвование , charity , мы же, на языке Торы называем это деяние и даяние צדקה цдака, от корня צדק «справедливость». Отдать часть своей собственности нуждающемуся или на благое дело – не милость, не одолжение, а акт справедливости. Мы не только можем, но и обязаны отдавать «своё» по справедливости и Закону. Но почему «своё» заключено в кавычки? Разве Тора не защищает неприкосновенность собственности? «Мне принадлежит золото и серебро, сказал Всевышний ». Таково истинное положение вещей, таков всеобщий Хозяин. Воля же подлинного Хозяина Мира такова: каждый должен отделять часть своего состояния для других.
Гмилут хасадим это любая помощь ближнему, не обязательно бедняку: деньгами, вещами, пищей, услугами, советом . Буквальное значение этого термина: оказание милости.
Маасер – буквально «десятая часть». Это не самостоятельное понятие, а одна из количественных норм цдаки. Именно этой норме и посвящен наш обзор. Но прежде – несколько слов о цлаке.
#
Цдака
Не стоит даже пытаться собрать воедино все высказывания еврейских мудрецов о цэдаке: среди десятков тысяч важнейших книг еврейского духовного наследия мы не найдем ни одной, которая умалчивала бы об этой заповеди. Ее важность в нашей традиции столь высока, что во всем Иерусалимском Талмуде ее называют просто «заповедью» , не уточняя, о чем именно идет речь. «Велика цэдака: она поднимает души людей и приводит их к подножию престола Всевышнего ».
Может показаться странным, что столь важное место наша традиция отводит заповеди, исполняемой деньгами. Особенно странно это прозвучит для тех, кто вырос в культурном окружении, воспринимающем деньги как нечто недостойное, почти неприличное, противоположное и даже враждебное духовному.
Вот что рассказывает мидраш : «…Услыхал Моше слова Всевышнего и отпрянул назад. Когда сказал ему: «и даст мне каждый выкуп за душу свою»,- изумился Моше: «кто может дать выкуп за душу свою?!»…
Сказал ему Всевышний: не по Своей силе прошу я с них выкуп, а по их силам: это пусть и дадут. Сказал р. Меир: взял Всевышний нечто наподобие огненной монеты из под Престола Своего и показал Моше,- это пусть и дадут!».
Мидраш говорит не просто о монете, но об огненном даянии и деянии, об огне, который горит в сердце дающего, который выжигает свойственный человеку эгоизм и поднимает материальное до уровня духовного.
Нам свойственно думать, что помогая бедному мы рискуем отдалиться от него, впасть в гордыню, а его самого унизить. На самом же деле, цэдака создает между людьми особого рода близость и солидарность, ощущение единой семьи. Раши говорит: «Творя бескорыстное добро ближнему, мы учимся осознавать свою любовь к нему, водворяем мир и братство».
Нам знакомо распространенное заблуждение, что лучше не подать бедному вовсе, чем подать ему неохотно, с недобрым сердцем. Нет сомнения в том, что цдаку следует отдавать с радостью и искренним братским чувством к нуждающемуся. И все же, не следует забывать, что мерой всему Тора считает действие, а не намерение. Что бы ни было у тебя на сердце, важно помочь человеку. Более того, даже если в добром деле не было нашего намерения вовсе, оно может стать нам заслугой: «Если была у человека монета в кармане, и упала оттуда, и нашел ее бедный, и прокормился ею, благословит Всевышний уронившего монету ».
Мы говорим не только о повелении Всевышнего, но и о строжайшем запрете, связанном с ним : «не ожесточай сердце твое и не сжимай руку твою». Помочь бедному – заслуга и честь, не помочь ему – преступление.
Никто не обеднеет, давая цдаку. «И будет цдака вознаграждена миром». Всевышний милосерден к каждому, кто милосерден к бедным . Каждый из нас ежечасно просит пропитания у Всевышнего. И также, как он ожидает, что Всевышний услышит его молитву о пропитании, так и он сам должен прислушиваться к мольбе бедняков. Надо помнить, что все в мире постоянно меняется . И каждому, ему или его детям, или его внукам, может понадобиться милосердие ближних и их помощь. Каждый, кто милосерден к другим, - другие будут милосердны к нему. Цдака защищает от жестоких поворотов судьбы, в голодные годы спасает от смерти.
#
Иерархия цдаки
Вот восемь уровней цэдаки начиная с вычшего:
1. помочь нуждающемуся еврею, одарить его или занять ему, или войти с ним в деловое партнерство, или дать ему работу, чтобы поддержать его, чтобы не нуждался в помощи других, не должен был просить подаяния. Об этом сказано : «и поддержишь его».
2. Менее этого заслуга дающего бедному так, что дающий не знает, кому дает, а берущий не знает от кого получает. Подобно этому и пожертвование в благотворительный фонд или общую кассу . Жертвовать в фонд следует только при условии, что вы уверены в порядочности распорядителей фонда и их умении распоряжаться средствами.
3. Менее этого заслуга дающего, если он знает, кому дает, но получатель не знает, от кого получил. Мы знаем из Талмуда, что величайшие мудрецы крадучись обходили дома бедняков и подбрасывали к дверям деньги. Это хороший путь исполнения заповеди и он может пригодиться там, где нет порядочных распорядителей пожертвований.
4. Менее этого заслуга дающего бедному, если тот знает, от кого получает деньги, а сам дающий не знает, кому дает. Так мудрецы завязывали монеты в лоскут ткани и кидали свертки себе за спину, а бедняки собирали. Таким образом, они избегали стыда, ведь дающий не видел их лиц.
5. Менее этого заслуга дающего бедному (дающий знает, кому дает, получающий – от кого получает), не дожидаясь просьбы от него.
6. Менее этого заслуга дающего бедному, после того, как он сам попросит.
7. Менее этого заслуга дающего бедному, меньше, чем следует, но доброжелательно и любезно.
8. Менее этого заслуга дающего бедному с огорчением .
В любом случае не должен человек хвастаться цдакой, которую он дает. А если хвастается, то не получит он не вознаграждения за исполнение заповеди, но наказание. Так или иначе, жертвователю можно написать свое имя на том, что он жертвует, чтобы это было напоминанием о нем, и так поступать – достойно.
14. Перед каждой молитвой хорошо и правильно дать монету на цдаку, как сказано: «В справедливости увижу лик Твой ».
15. Наилучшее применение собранным средствам, находящимся распоряжении сборщиков цдаки – потратить их на приданное бедным девушкам.
250


#
Обязательность десятины
Авторитеты прошлого разделились во мнениях, относительно источника нормы отделять десятую (пятую) часть на цдаку. Если сама заповедь давать цдаку уставноленна Всевышним в Торе , то относительно количественной нормы (10-20%) есть три мнения:
• такова заповедь Торы ,
• таково установление мудрецов Талмуда
• таков древний обычай со времен праотцев Авраѓама , Ицхака и Яакова .
Большинство авторитетов разделяют второе мнение, считают, что десятина – установление мудрецов Талмуда. Так или иначе, отделение десятины по всем мнениям обязательно .
#
Сколько?
Большая часть заповедей имеет определенную меру, количественные параметры. Тора говорит не только «что делать», но и «сколько» . Имеет свою меру и заповедь о цдаке.
Шулхан Арух говорит об этом:
«Сколько должен отдать? Если это ему по средствам, пусть отдаст столько, сколько нужно бедным . А если на это его средств не хватит, пусть отдает не более пятой части своего имущества , это наилучшее исполнение заповеди. А средний уровень ее исполнения – отдать десятую часть. Тот, кто отдает менее этого [меньше 10% - обладатель] дурного глаза [то есть, скупец]…».
Есть четыре количественные меры цдаки, перечислим их в порядке возрастания предпочтительности.
1. Минимум , совсем небольшая сумма: треть древнего шекеля, цена около 7 гр. серебра, в сегодняшних ценах, менее 150 руб. в год. Разумеется, эта норма касается либо очень бедных людей , либо очень жадных.
2. Средний уровень – ровно 10%.
3. Идеальный уровень и максимум для человека обычного достатка – 20%.
4. Для очень богатых – более 20% .
Обычно это понимают так: следует давать от 10% до 20%, стараться в этом диапазоне отдать как можно больше, приблизиться к максимуму , но не превысить его .
Однако есть и другое мнение, в соответствие с которым важно давать в точности десятую или пятую часть, а не среднюю сумму между ними «и в том тайна есть, и есть тому основание ». Те, кто прислушивается к этому мнению великого каббалиста XVIII в. Хида поступают так: если они решили отделить более десятины, то сначала отделяют ровно десятую часть, а потом – дополнительную сумму, какую пожелают. Десятина распределяется отдельно, а добавочная сумма – отдельно . Если они отделяют пятую часть, то формируют ее в виде двух точных десятин и распределяют их отдельно.
Говоря об отделении десятины и пятой части, важно отметить, от какой базовой суммы они отчисляются. Шулхан Арух устанавливает правило: «Сказанное [выше о] пятой части – в первый год отделяет человек от всего, что у него есть, а затем [начиная со следующего года ] отделяет пятую часть от прибыли за год». То же касается и десятой части .
Таким образом, важно обратить внимание на первый год десятины. Это касается как юноши, достигший совершеннолетия , так и взрослого человека, никогда прежде не отдававшего десятую или пятую часть на цдаку. В этот первый год они должны отделить установленную долю (10% или 20%) от всего, что у них есть: недвижимого и движимого имущества (по его денежной оценке), денежных средств и других ценностей.
Например, тот, кто к началу соблюдения правила десятины владел долей в компании или держал портфель биржевых акций, должен раздать на цдаку стоимость 10% его доли в компании. Если ему сложно самому сделать этот расчет, он может прибегнуть к услугам бухгалтера или аудитора и оплатить их работу за счет исчисленной десятины. Часто оказывается проблематичным начало отделения десятины для того, у кого есть недвижимость, но нет достаточно наличных, чтобы выплатить десятую часть ее стоимости. В таком случае можно рассредоточить выплату долга на несколько лет???. Иногда возникает и другая, субъективная, трудность: человеку трудно в одночасье расстаться с такой значительной суммой. В таком случае, вместо порицания за скаредность, можно предложить решение: десятина от собственности может быть превращена в фонд беспроцентных ссуд???, при этом она остается в собственности прежнего владельца, но служит благой цели. При этом владелец фонда имеет право на общих основаниях брать ссуды в фонде на свои нужды. Если и это неприемлемо для начинающего соблюдать законы десятины, пусть по крайней мере платит начиная с первого года десятину от дохода .
Совет начинающему давать десятину или пятую часть: приступая к этому важному делу, оговорите (с самим собой, этого достаточно), что вы не принимаете на себя обет (обязательство) соблюдать единую меру отделения цдаки в течение всей жизни, Оговорите также, что расходовать отделенные средства вы будете по своему усмотрению .

#
Кто дает?
Любой мужчина, достигший совершеннолетия , обязан давать цдаку. Даже нищие, живущие на подаяние, из того, что собирают для себя, должны давать цдаку другим . Разумеется, достаточно, если бедный человек отдает в год установленную минимальную сумму в треть древнего шекеля ,
Человек, обремененный долгами, превосходящими стоимость всего его имущества и накоплений, если срок выплаты долга уже наступил, не вправе давать на цдаку более трети шекеля в год , пока долги не будут возвращены.
Если вы должны оплатить работу наемных работников, и, после отделения цдаки, у вас не останется полной суммы оплаты работников оплатить их труд – не давайте цдаку, пока не рассчитаетесь с ними.
Незамужняя женщина обязана давать цдаку. Но если женщина замужем, обязанность и ответственность за цдаку лежит только на ее муже. Замужняя женщина может дать бедному или на благую цель небольшую сумму, даже если не оговорила это с мужем . Однако, если муж высказал недовольство тем, что жена дает цдаку без его согласия, впредь жене запрещено подавать по своему усмотрению . Более того, если бедняк, пришедший за цдакой знает, что муж этой женщины не позволяет ей подавать, он не может принять от нее даже мелкую монету. Это правило действует даже в случае, если муж сам не дает или недодает цдаку . Если женщина содержит мужа и семью, она может дать любую сумму на цдаку, но если муж однажды выскажет свое недовольство, должна прекратить распределение цдаки и оставить это мужу. Даже женщинам, ведущим самостоятельный бизнес и принимающим серьезные финансовые решения без ведома мужа, нельзя отделять цдаку против воли мужа .

#
Как распоряжаться?
Деньги десятины стоит хранить отдельно (принято иметь особую коробку, копилку или шкатулку) и именно в виде наличных. Разумеется, можно ограничиться ведением записей и готовностью в соответствие с записями раздавать наличные, но первый вариант предпочтительнее .
Как только получен доход, следует отчислить и отложить десятину. Торговец или мастер, получающий наличные ежедневно, должен вести записи, подводя итог каждый день, каждую неделю или каждый месяц (в зависимости от специфики бизнеса). Наемный работник, получающий заработную плату периодически (раз в месяц, два раза в месяц и т. п.), отделяет десятину немедленно после получения денег .
#
От какой суммы отчислять?
Всякий доход подлежит отчислению десятины: зарплата, стипендия, торговая выручка, комиссия, гонорар, подарки , находки , наследство . Даже если наследодатель всю жизнь отделял десятину, то есть его наследство «чисто» от долгов по десятине, для наследника оно является доходом и потому подлежит отделению десятины .
Внимание: кредит не является доходом.
Бизнесмен, совершивший в рамках одной структуры две сделки, одну с прибылью, другую с убытком, вычитает убыток из прибыли и, если остается в общем итоге в прибыли, отделяет от итогового дохода десятину . Бизнесмен, имеющий две отдельных структуры , одну прибыльную, другую убыточную, не может вычесть убыток из прибыли, но отделяет десятину от доходов прибыльной и не отделяет от убыточной, «от прибыли - десятина, а убыток - хозяину» . Некоторые считают , что даже бизнесмен, ведущий несколько отдельных бизнес-проектов, владеющий несколькими автономными структурами, может раз в год подводить общий итог прибыли и от нее отчислять десятину .
Ведущий любой бизнес должен вести точный учет доходов и расходов с периодическим точным итогом, чтобы и десятина была точной . Идею точного, а не приблизительного расчета десятины мы находим уже в Мишне : «Рабан Гамлиэль часто повторял: …не привыкай отчислять десятую часть на глаз». Классический комментарий к Мишне объяснет это правило: «хотя закон однозначно и не запрещает так поступать, все же не следует отделять на глаз десятину, поскольку это приводит человека к небрежности и в других делах».
Все расходы, необходимые для извлечения прибыли, должны быть вычтены из доходов, даже если эти расходы не наверняка ведут к прибыли , но находятся в рамках принятого среди его коллег. Это касается расходов на дорогу и гостиницу. Что же касается расходов на пищу, поддержание одежды в достойном состоянии (стирка, чистка, глажка и т. п.), то из расходов на это в пути вычитают стоимость аналогичных услуг при проживании дома. То же касается и представительских расходов: стоимость подарков в принятых размерах можно вычесть. Подлежащие вычитанию из базы десятины расходы на посещения ресторанов вычисляют так: скажем, обед в хорошем ресторане с возможным клиентом или важным для успеха дела лицом стоит $100, а обед дома стоил бы $10. В этом случае из суммы дохода вычитают $90.
Непредвиденные убытки, например: ущербы от кражи, грабежа, потери, пожара и т. п. подлежат вычитанию из дохода, если для их предотвращения было сделано все, что принято в данной отрасли . Если ущерб частично покрывается страховкой, вычитается только та часть убытка, которая не покрыта страховкой.
Тот, кто нанимает работников, вычитает из дохода стоимость оплаты их труда. Также вычитаются все расходы, обеспечивающие функционирование бизнеса: транспортные, на сырье и материалы и т. п.
Внимание: владелец бизнеса не имеет права вычесть из дохода свою зарплату, если он является действующим руководителем .
Все виды налогов, выплачиваемых государству, следует вычесть из дохода.
Если государство обязывает приобретать облигации (государственный заем), его сумма также вычитается из дохода, позднее, когда государство возвращает заем, сумма возврата является доходом, подлежащим отделению десятины.
Внимание: практика вычитания налогов не от дохода (базы десятины), а от самой десятины ошибочна и недопустима .
Расходы на семью, в том числе, медицинскую страховку, муниципальный налог на квартиру (дом), оплату прислуги, содержание жены и детей , которых вы обязаны содержать, не вычитают из дохода . Тот, кто стеснен в средствах, может брать средства на содержание детей старше шести лет из отделенной им десятины .
Внимание: в Кицур Шулхан Арух сказано, что вычитаются все расходы на содержание семьи. Это правило действует только в семьях, которые с трудом зарабатывают на еду и одежду .
Расходы на дорогу на работу и с работы, расходы на одежду, если работа диктует определенный дресс-код, расходы на питание на работе могут быть вычтены из дохода только в той мере, в которой они превышают аналогичные не связанные с работой расходы (разница между стоимостью обеда дома и на работе, разница в стоимости обычного комплекта одежды и того, который продиктован дресс-кодом и т. п.).
Расходы на исполнение заповедей (приобретение талита, тфилин, мезузы, четырех растений, строительство суки и. т. п.) в том числе и подарки бедным в Пурим (хотя это и подаяние беднякам) не вычитают из дохода. Тем более нельзя расходовать десятину на эти нужды (то есть, дающий десятину не может расходовать ее на собственные религиозные нужды; принимающий же от него десятину, разумеется, может расходовать ее и на исполнение заповедей) .
#
Кому, на что?
Наилучшее применение десятине – отдать ее тем, кто профессионально занят Торой, тем, кто постоянно изучает священные книги .
По другому мнению, главным назначением десятины является помощь бедным .
За этим назначением следуют (по мере убывания важности):
- поддержка бедным,
- выкуп узников,
- прием гостей,
- помощь больным,
- пропитание сиротам,
- спасение еврейских детей от миссионеров,
- помощь нуждающимся, вступающим в брак.
Есть естественная иерархия среди нуждающихся: чем ближе они дающему десятину, тем предпочтительнее дать именно им.
Порядок следования нуждающихся (по мере убывания важности):
- знаток Торы,
- отец и мать дающего,
- отец и мать его жены,
- дети дающего (старше шести лет),
- его братья и сестры,
- братья и сестры его жены,
- дальнейшие – в порядке родства.
Внимание: можно содержать родителей (и родителей жены) на отделенную десятину, но если это не вызвано особой нуждой, следует воздержаться от зачета этих расходов в десятину. Сказано : «проклятие постигнет того, кто кормит отца из десятины».
Среди не родственников также существует естественная иерархия. Всем предшествуют жители Иерусалима, за ними – жители земли Израиля. Нуждающиеся соседи предпочтительнее бедняков того города, в котором живет дающий. А эти бедняки предшествуют беднякам других городов .
Если перед нами нуждающиеся в равной мере или сироты, желающие вступить в брак, мужчина и женщина, следует предпочесть женщину .
Можно отдавать десятину для приобретения священных книг для ешивы или синагоги, для содержания студентов ешивы, для покрытия коммунальных расходов ешивы или синагоги .
Можно ли покупать священные книги для себя из десятины? Только в случае, если иначе дающий десятину не купит иначе необходимые книги для своего дома. Но в случае, если он приобретает священные книги для себя за свою же десятину, следует пометить их надписью или наклейкой: «приобретено на десятину», с тем, чтобы после его смерти наследники не оставили себе книги, а передали их в синагогу или ешиву .
Можно нанять на деньги десятины учителя Торы для детей бедняков .
Можно жертвовать десятину на ешивы, синагоги, общины, знатоков Торы, сирот и нуждающихся, живущих в Земле Израиля или других странах, при этом нужды жителей Земля Израиля предпочтительны.
Еврею, который должен неевреям или властям (например, налоги) можно помочь из десятины, если ему грозит лишение свободы .
Можно давать беспроцентную ссуду еврею, даже богатому , из десятины. Если же разорился богатый человек и не может вернуть ссуду, данную ему из десятины, можно простить ему, даже если изначально такая возможность не принималась в расчет .
Если в минуту опасности человек дает обещание пожертвовать некую сумму , должен отдать эти деньги не из десятины, а сверх нее .
Расходы на начальное религиозное обучение своих маленьких детей Письменной Торе нельзя покрывать из средств десятины. Оплата же обучения своих более взрослых детей и подростков Талмуду может быть покрыта десятиной, но только если отец находится в затруднительном матеральном положении .
Все сказанное о расходах на образование касается исключительно религиозных учебных заведений. Общее, нерелигиозное образование и расходы на него не имеют к десятине никакого отношения.
Отделяющему десятину разрешено оплатить ею расходы на свадьбу и первое обустройство молодой семьи, при этом жених и невеста об этом сообщать не обязательно .
Если отец невесты, выходящей замуж за знатока Торы обязался содержать молодую семью несколько лет и изначально намеревался расходовать на это десятину, он может так поступить .
Если члены общины облагаются налогом (используемым на религиозные цели), эти взносы не засчитываются в десятину. Однако если вы даете больше установленной нормы, разница может быть вычтена из десятины .
#
Десятина в деле
Можно ли отделенные на десятину средства вкладывать в бизнес? Нельзя давать эти деньги в рост , нельзя покупать на них товары или инвестировать их таким образом, что они не будут доступны в течение определенного времени.
Но если есть возможность оставить сумму неприкосновенной и постоянно доступной - можно использовать десятину для извлечения прибыли (например, ренты) .
Если десятина была вложена в бизнес и он оказался убыточным, или на десятину были куплены билеты лотереи и выигрыш не выпал на них – следует вернуть долг в десятину .
Случается, что люди весьма состоятельные пускают десятину в дело, исходя из уверенности, что у них всегда найдется, что дать нуждающимся. И, когда приходит к ним человек просить цдаку, дают ему из других денег , имея намерение позднее оставить себе такую же сумму из десятины. Так можно поступать, важно только помнить, что если вложение окажется убыточным, «убыток - хозяину» .
#
Особые случаи
Операции с валютой. Если вы заняты игрой на валютном рынке, возникает вопрос: на каком этапе непрерывного перетекания средств из одной валюты в другую следует оценить прибыль и отделить десятину.
К примеру: некто (обычно он отделяет десятину раз в год) купил южноафриканские ранды (ZAR), превратил их в доллары США ($), на них купил фунты стерлингов (GBP), и, некоторой время спустя, снова обратил их в доллары США. При этом была достигнута прибыль в $, а к торговец пока возвращаться не намерен и даже не проверил расчетом, заработал ли он в ZAR. Как он должен рассчитать прибыль, в какой валюте? И в какой валюте он должен отделить десятину?
Ответ : все зависит от конечной цели и привычного для данного торговца периода расчета десятины. В отношение валюты действуют два правила:
Тут действуют два правила:
1. Десятина отделяется от денежной прибыли, а не от товаров.
2. При валютной игре местная (для торговца) валюта рассматривается как деньги, остальные – как товары.
Если торговец живет в ЮАР и основные расходы производит в ZAR, то следует просто подводить промежуточные итоги операций раз в год в ZAR (даже если технически в это время средства вложены в другую валюту) и отделить от полученной прибыли десятину в ZAR. Но если основные личные накопления вы держите в $ или основные расходы делаете в $, то тот же расчет должен быть сделан в $.
Однако, я думаю, что если ваши намерения в конечном итоге с $ например, и вы хотите использовать доллары за границей, то возможно вы должны смотреть на сумму в долларах, или в случае, если это смесь, значение его в долларовом выражении на В начале и в конце года. Я не уверен, все согласятся, так как некоторые утверждают, что ни при каких обстоятельствах один должны ценить его с точки зрения рандов, но я склонен правило, что в этом случае следует значение его в цель долларов валюты есть.
Недвижимость
Некто купил дом за $200 000, вложил $50 000 своих, добавил ипотечную ссуду в $150 000, а затем получает арендную плату за дом в течение нескольких лет. Как он должен вычислять его десятину?
А если, несколько лет спустя, он продает дом за $400 000, как должны быть рассчитана десятина?
Ответ : в первом случае (аренда), следует поступить так: каждый месяц из дохода от аренды вычесть ту часть возврата (месячного) ипотеки, который не является погашением долга (проценты, оплата услуг банка и т. п.), и от остатка вычислить десятину. Мы исходим из того, что собственные $50 000 накоплены с отчислением десятины. Если предложенная схема сложна для вас, поступите так:
Найдите условный среднегодовой чистый возврат ипотеки: скажем, $150 000 на 10 лет выплаты $15 000 в год. Реально же за данный год вы выплатили банку $20 000. Арендной платы от квартиросъемщиков получили $25 000. Базой для вычисления десятины будет результат вычитания из арендной платы разницы между реальной годовой выплатой банку и условным среднегодовым чистым возвратом ипотеки. $25 000 – ($20 000- $15 000)= $20 000. Десятина составит $2 000 .
Во втором случае (продажа дома по более высокой цене): если дом в период владения им сдавался в аренду, десятина от аренды должна своевременно выплачиваться, как рассчитано выше. При продаже дома из полученной за него цены ($400 000) вычитается выплачена за него при приобретении цена ($200 000) и все расходы (скажем, $15 000) на поддержание его в исправном состоянии . Таким образом, десятина составит ($400 000 - $200 000 - $15 000)/10 = $18 500.
Внимание: принимайте в расчет инфляцию. Если дом куплен за $200 000, а продан за $400 000, при этом доллар за это время обесценился вдвое, то никакой прибыли нет и никакая десятина не требуется. То есть, простая формула ($400 000 - $200 000 - $15 000)/10 = $18 500 требует уточнения: ($400 000 - К*$200 000 - $15 000)/10 =???, где К – индекс инфляции.
Акции и т. п.
Если деньги вложены в акции или, скажем, накопительный фонд, десятину от прибыли следует вычислить и отдать немедленно по реализации прибыли, то есть извлечения вклада с прибылью из фонда, продажи акций. Даже если вы отчисляете десятину с определенной периодичностью (раз в месяц, раз в год), данные вложения не нужно оценивать в эти установленные моменты, но лишь по выходу на «чистые деньги». Если момент этот условен, то есть, скажем, продав одни акции, вы, на вырученные средства приобретаете другие, базой для вычисления десятины служит та условная сумма, которая извлечена из продажи.
Эта процедура неприменима для профессиональной игры на бирже. Если ваши операции с акциями носят непрерывный и многоходовой характер, придется обратиться к менее точной и более дорогой системе: раз в год весь портфель оценивается по текущему курсу, сопоставляется с результатом год назад и, если есть прибыль, от нее отчисляется десятина, а если нет, действует правило «от прибыли - десятина, а убыток - хозяину» .
#
Другие формы благотворительности
Договор Звулуна и Иссахара
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments